Конечно, характер характеру рознь, но все же человеческое существо вылезло из обезьяней шкуры, кроме всего прочего, благодаря социализации. Общению, проще говоря. И, как бы там ни было, каждый из нас — существо социальное, кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. В каких вы отношениях с одиночеством?
Вероятно, прочитав некоторое количество статей в этом блоге, вы уже догадались, что вдали от родины многое встает с ног на голову, многие проблемы прошлой жизни растворяются сами собой, а многие вещи, ранее незаметные, выходят на первый план.
Без сомнения, вопрос социализации в чужой стране важен для каждого, и каждый мигрант сталкивается с этой проблемой. Я думаю, нет смысла расписывать в красках чувство «белой вороны», которое преследует вас везде и всюду, хотя бы просто потому, что у вас другие черты лица и цвет волос, или потому что, отвечая на телефонный звонок, вы неожиданно начинаете говорить на непонятном никому языке. С течением времени визуальные различия можно, при желании, нивелировать (до определенной степени разумеется), и научиться выглядеть и вести себя абсолютно как местные, но вот различия ментальные из головы выбить не так-то просто. Да и нужно ли
Покидая родную страну, конечно же мы отдаем себе отчет в том, что там впереди все другие и всё другое. И в общем нам это даже нравится (о, возможность узнать столько нового!). Есть и такие радикалы, которые всеми силами стремятся ассимилировать и забыть родные корни напрочь. Но не будем впадать в крайности: я считаю (и это мое личное мнение), что, приезжая в другую страну, обязательно нужно с уважением отнестись к ее жителям и культуре. В этом смысле я негативно отношусь к национальным общинам и тому подобным группам, приезжающим только по мотивам экономической выгоды (на заработки, проще выражаясь). Всякое бывает в жизни, конечно, но все же, по моему мнению, если уж ты приехал куда-то, куда тебя никто не звал и где тебя никто не ждет с распростертыми объятиями, будь любезен выучить язык и проявлять элементарное уважение к стране.
Но свою голову, свою ментальность, свое воспитание и свою культуру — переделать невозможно. Можно приспособиться, найти компромиссы и точки соприкосновения, но если вы русский и выросли в России, то другую национальность вам уже не приобрести ни за какие деньги. И чем позже вы становитесь эмигрантом, тем сильнее будет сопротивление вашего «я».
На практике это выглядит примерно так: мне очень нравится жить в Италии, мне очень нравится местный стиль жизни, традиции, привычки, многие национальные качества; но временами я сникаю, потому что не знаю, кому адресовать шуточку с цитатой из «Иван Васильевич меняет профессию» и никто не разделяет со мной страсть к салату «оливье». То же самое действует и в обратном направлении: я не могу и наверное уже никогда не смогу записать себе на подкорочку старые итальянские фильмы, и все то, на чем здесь люди вырастают. Для меня эти фильмы никогда не будут значить столько же, сколько для них.
Огонек одиночества, порожденного чуждостью, теплится во мне всегда. Временами он разгорается сильнее, порождая кризисы, хотя со временем, должна признаться, мне удается контролировать его все лучше. Однако, даже будучи в компании, иногда особенно остро чувствуешь, что все эти разговоры, шутки и манеры поведения — все это не твое, не настоящее, а какое-то имплантированное и долго не приживающееся. Вообще мой характер таков, что я никогда особо не нуждалась в большом количестве людей, и по сей день предпочитаю меньшее количество более настоящего, чем большее количество меньшего. Другими словами, количество своих друзей я ограничиваю пальцами одной руки, и от этого совершенно не страдаю. Заводить дружбу в Италии у меня не очень хорошо получается, хотя я в общем не самый закрытый человек, но именно здесь во мне срабатывает какой-то мистический защитный рефлекс, закрывающий меня от всего. Я уже много думала о том, что ищу себе приятелей не там и среди не тех: ни для кого не секрет, что молодые люди в Италии не взрослеют очень долго, и только к 30 годам становятся более-менее самостоятельными, так что мои сверстники, среди которых я в основном вращаюсь в свободное время, действуют на меня своей инфантильностью отталкивающе. То, что я нарекла термином «европейская беззаботность», пожалуй временами становится непереносимой. Так и хочется сказать — ну относитесь вы к жизни более серьезно. А потом одергиваю себя — ну и зануда! Часто я слышу, что итальянские сверстники считают меня слишком серьезной. Раньше меня этот факт возмущал — а как не быть серьезным, когда ты живешь в другой стране, один, сам зарабатываешь деньги и сам пытаешься построить свое счастье? К сожалению или к счастью, но беззаботность — это роскошь, которую я больше не могу себе позволить. Взрослые люди меня поймут. Однако это не значит, что я не умею развлекаться и радоваться жизни, о нет! Впрочем, что тут оправдываться…
Я не знаю, хорошим ли выходом из ситуации одиночества является общение с соотечественниками — некоторые принимаются знакомиться с выходцами из бывшего СССР, и реконструировать у себя дома маленькую Россию. Не исключаю, что кому-то так комфортнее. Но этический вопрос здесь вот в чем: если вы так скучаете по России и общению с русскими, зачем уезжать? В Италии я своими глазами видела иммигрантов, которые не говорят по-итальянски, но это и логично, как выучить язык, если все время общаешься на своем? За полтора года жизни без русских я подняла уровень итальянского с B2 до С1 и совершенствуюсь, не переставая. Мой собственный опыт является неплохим подтверждением тому, что полное погружение в языковую среду дает результаты, если они конечно вам нужны. Если вы считаете, что вам достаточно лексики, необходимой для похода в супермаркет, то тут конечно совсем другой разговор. Я же предпочитаю впитывать, пока есть возможность. А для душевного успокоения смотреть фильмы на русском языке.
В целом, с ощущением одиночества мне помогает бороться Skype, благодаря которому я могу практически в любой момент пообщаться с моей семьей, и — что крайне важно, — увидеть ее, хоть и на экране компьютера. Я думаю, при отсутствии такой возможности я бы быстро загнулась, потому что семья — это семья. Будничное же одиночество преодолевается на работе — займи 10 часов свободного времени каждый день, и ни то что одиночество, вообще нехватку общения ощущать перестанешь 🙂 А самую большую поддержку мне оказывает любимый человек, прекрасно осознавая, что суть пары состоит в поддержке друг друга. И хотя с ним нельзя посмотреть «Ивана Васильевича», все равно это очень здорово 🙂 Вообще хорошо бы усвоить, что одиночество — не плохое состояние, и что неглупый человек должен бы уметь сам себя развлекать. Это ведь такое поле для нового знакомства с собой, новых удивительных открытий внутри самого себя! А еще можно заняться тем, что всегда откладывал, научиться чему-то новому, и в конце концов прийти в полную гармонию.
Поделитесь своими мыслями, и своими способами преодоления одиночества вдали от родины, будет любопытно вас послушать.