Общеизвестно, что в настоящее время Европа переживает не лучшие свои времена. Почти все страны, за исключением Германии и Франции, находятся в сильнейшем экономическом кризисе. Здесь в Италии об этом много говорят и пишут, да и чего уж скрывать — на своей шкуре приходится ощущать, что такое кризис.
Недавно сформированное «техническое» правительство во главе с министром Марио Монти (которого журналисты окрестили не иначе, как «Супермарио») обещает вывести Италию из кризиса без помощи Евросоюза, однако в глазах простых итальянцев продолжает стремительно терять популярность.
Главными проблемами Италии остаются сверхразвитые преступные группировки, так называемая итальянская мафия, остановить которую похоже не может ничто, даже несмотря на то, что по телевизору периодически показывают эффектные сцены задержания главарей мафии. Мафия не только бессмертна, но и чувствует себя прекрасно. Например из годового объема сельскохозяйственного рынка и рынка продуктов питания Италии, оцениваемого в 300 млрд евро, на долю оргпреступности приходится 12,5 млрд. Немало! Любопытно, что мафия специализируется на подделке популярных итальянских продуктов питания: в дорогую говядину «брезаола», к примеру, добавляется дешевая говядина из Уругвая, в знаменитое итальянское оливковое масло подмешивается дешевое масло из Туниса, Греции, Испании и Марокко, а в сыр моцарелла — гормоны роста. 1/3 продуктов made in italy содержит ингредиенты из других средиземноморских стран. Кроме того, мафия активно работает практически во всех сферах бизнеса. На фоне кризиса мафия все чаще выступает в качестве наиболее стабильного итальянского банка, дающего кредиты под высокий процент.
Вторая проблема — это теневая экономика, а проще говоря неуплата налогов. Надо сказать, что новый премьер уже принял кое-какие меры, в частности вернулись отмененные Берлускони налоги на собственность. По оценкам Bank of Italy 16,5% ВВП Италии находятся в тени, т.е. не попадают в официальные отчеты и сводки, и еще 10,9% приходятся на преступную деятельность, такую, как проституция и торговля наркотиками. Сейчас долг Италии составляет, как и 20 лет назад, 120% от ВВП. Кстати по данным бюро статистики Istat, популярное мнение о том, что уклонение от уплаты налогов наиболее распространено на юге Италии (где работают только 43,3% взрослого населения) похоже, устарело. Изучение проблемы показывает, что масштабы как теневой экономики, так и уклонений от уплаты налогов в северных провинциях значительно выше, чем в южных.
Между тем промышленное производство в стране упало до самого низкого уровня за 11 лет, так как слабая экономика заставляет бизнес закрываться или увольнять работников — инвесторы боятся вкладывать из-за высоких рисков: доходность 10-летних итальянских облигаций достигла отметки 6,28%.
Но, хотя исключать практически любое развитие событий в текущей европейской ситуации нельзя, надо иметь в виду, что долговое положение Италии на порядок благоприятнее, чем например Испании: в Италии в лучшем состоянии госбюджет, его первичный баланс (до выплат по долгу) является положительным. Кроме того, частный сектор итальянской экономики находится в адекватном финансовом состоянии, что радикальным образом отличает ее от других проблемных стран еврозоны. Speriamo bene.